Примус "Шмель"
Существуют модификации "Шмель-1",
"Шмель-2", "Шмель-3"
Руководство по эксплуатации примуса
"Шмель-2" (ZIP файл 59Кб)
Советы с http://multicom.transit.ru/Tourism/soviet/alekseev1/al006.html
Мощность примуса можно увеличить,
рассверлив на 0,1—0,2 мм отверстие форсунки и
заменив двойной круглый рассекатель плоским,
подобным рассекателю примусов «Турист» или
«Огонек»
Если примус начинает «рычать», исчезает пламя, а
рассекатель раскаляется (динамическое горение),
необходимо погасить огонь и
зажечь его снова. Если при этом примус снова
«рычит», нужно снять и заново установить
рассекатель. Обычно динамическое горение
обусловлено неплотной установкой рассекателя.
Примус под тепловым экраном, особенно спаренный,
легко перегревается, при этом срабатывает
предохранительный клапан и примус вспыхивает.
Последствия могут быть весьма плачевными:
опрокинутые кастрюли, сожженные палатки,
обваренные и обгоревшие туристы. Поэтому
наиболее опытные путешественники увеличивают
жесткость пружины в клапане или ставят в
него заглушку. Примусные бачки сделаны с большим
запасом прочности, случаи их разрыва не известны.
Однако примус, накрытый экраном,
обязательно должен стоять в крышке от своего
футляра, наполненной снегом или водой для
охлаждения. В этом случае можно не опасаться
перегрева.
При соблюдении всех правил расход топлива не
превышает 35 мл на человека на одну готовку, 60—70
мл в день. Если добывать воду из снега,
расход увеличивается до 100 мл. Эти показатели
проверены автором в горных походах на высотах от
3 до 6 тыс. метров.
Нельзя использовать петролейный эфир, выводящий
из строя резиновые прокладки насосов.
Надежность работы примуса во многом зависит от
способа его разжигания. Нельзя разогревать
примус бензином, слитым через форсунку. На
высоте и зимой холодный бензин плохо горит,
копоть засоряет головку. Лучше воспользоваться
сухим спиртом или техническим
(денатурированным) спиртом. Перед разжиганием
примусы надо надежно установить на ровной
площадке, а под них подложить фанерку,
иначе снег протает и примусы опрокинутся.
Наиболее распространенная причина отказа
примусов — засорение головки. Если после
разогрева примус не зажигается (не слышно
шипения
выходящих паров), попробуйте прочистить головку,
несколько раз повернув в разные стороны ключ.
Если при этом примус не зашипит,
проверьте, накачан ли он. Когда и насос не
поможет, придется остудить примус, отвернуть
ниппель и прочистить его и головку сверху (не
повредите иглу!). Используйте первую гитарную
струну или тонкую пружинящую проволоку. Иногда
помогает резкий удар по шпинделю при
открытом, не прижатом клапане. Помогает чистка
запорного клапана шкуркой-«нулевкой», но при
этом придется полностью разобрать головку,
разрушив сальниковое уплотнение ключа.
Восстановить уплотнение можно асбестовым
шнуром.
В примусах, где подача бензина перекрывается
шариковым клапаном (типа «Шмель-4»), проволока не
поможет. Придется отвинчивать головку,
вынимать сетчатый фильтр и высвобождать
пригоревший шарик иглой или шилом.
Кстати, чтобы клапан не пригорал, после
выключения примуса полезно продуть головку
парами бензина, поворачивая ключ в разные
стороны.
Когда клапан прочищен, головка устанавливается
на место. Однако, после этого может нарушиться ее
уплотнение и при разжигании из-под
резьбы появится пламя, или начнет падать
давление после нескольких минут горения. Можно
попытаться восстановить уплотнение, затягивая
резьбу. Для этого хорошо иметь в ремнаборе
обычный гаечный ключ на 20 миллиметров.
Восстановить уплотнение поможет и специально
вырезанное из мягкого алюминия уплотнительное
кольцо. Полезно добавлять в топливо
аспект-модификатор, это снижает частоту отказов .